Поисковые системы теряют аудиторию

Первый компьютер мне подарили родители в 1995 на мой 13-й ДР. Это был комп на базе Intel 486DX4 100MHz. Стоил $5000. У меня был выбор: стационарный или ноутбук. У отца был ноут (Samsung!), но его трудно было разбирать и монитор у ноута был 13′, поэтому я выбрал стационарный с 15′. Все лето я работал курьером, чтобы купить себе за $150 CD-ROM и Sound Blaster 128Bit. Программировал тогда только на Basic. В 1998 у меня уже был Intel III 450MHz и вот тогда я купил свой первый модем Zuxel 56Kbit. Интернет провайдер у меня был Comstar Telecom. Чорт, я раз в месяц ногами топал в их центральный офис, чтобы оплатить интернет 🙂 Оплата за интернет была поминутная (!!!) и лучшее время для сидения в интернете было время с 2:00 до 5:00 ибо было бесплатно, при условии не нулевого баланса на счету. Так вот, в то время интернет был примитивным, работал на статическом HTML и почти все сайты были страшными-престрашными. Популярностью пользовались всякие чаты типа krovatka.ru и прочих. И среди всего этого треша начали быстро развиваться поисковые системы. Они на голову превосходили все остальные сайты, это был луч света во тьме. Интернет выглядел примерно так:

Однако и среди этого треша находились интересные сайты с определенной спецификой, найдя которые у нас отпадало желание искать в поисковой системе что-то аналогичное. Время шло, сайта становились все лучше и лучше. Стали появляться специализированные интернет магазины, как например Ozon.ru. Зачем искать бумажные книжки на Яндексе если они все есть на Ozon.ru? Таким образом, Яндекс как бы делится с Ozon аудиторией, которая ищет книги. Но есть масса других тематик, которые без Яндекса не найдешь никак. В общем Яндекс был великим и прекрасным!

Шли годы. Яндекс рос вместе с ростом кол-ва пользователей интернета, но и росли сильные интересные тематические проекты. На фоне этого роста было незаметно, что часть аудитории привыкает пользоваться так называемыми «супер проектами» и перестаем заходить на Яндекс для поиска чего либо по этим тематикам.

 

Итак интернет начал меняться: появились Wikipedia, Facebook, Odnoklassniki и прочие сильные проекты, которые стали оттягивать на себя часть аудитории. И правда, зачем мне искать одноклассников в Яндексе, если они все есть в одноименной социальной сети?

 

И вот тут Яндекс и прочие поисковые системы смекнули, что есть интересные ниши, в которых пока нет таких сильных игроков как Ozon.ru в бумажных и начали они разрабатывать свои проекты, чтобы удержать свою аудиторию. Начали появляться интересные сервисы типа маркета, карт, новостей и прочего. Все это позволяет поисковой системе удерживать свою аудиторию, однако за всеми направлениями не угонишься. К примеру в большинство покупателей идут за товарами непосредственно на Amazon.com а не на Google.com. Оно и понятно: в головах у народа есть понимание — вот она поисковая система, она чтобы искать, а вот он Amazon — на нем есть все товары которые мне нужны.

 

Шли годы и ситуация усугубилась. Появились классные проекты, совокупность которых может если не полностью, то существенно снизить необходимость что-то искать на Яндексе. Для электронных книг у меня есть litres.ru, для бумажным — ozon.ru, для обуви sapato.ru и lamoda.ru, для электроники pleer.ru, для бытовой техники holodilnik.ru.

И вот тут уже всем стало ясно: поисковым системам надо активнее разрабатывать перспективные проекты и брендировать их своим брендом. Беда в том, что битву за соц. сети они пока проиграли: есть Facebook и Vkontakte, где люди проводят большую часть времени в интернете, а значит меньше времени на Яндекс и прочих поисковиках.

Это я все к тому, что в течении ближайших 5 лет поисковые системы будут из кожи вон лезть, чтобы не дать своей аудитории осесть на больших перспективных проектах. Остановить этот процесс они не могут, но они могут сами развивать эти направления. Остается только взять в руки поп-корн, надеть 3D очки и нажать быструю перемотку вперед 🙂 И да, чуть не забыл: еще есть мобильный канал: и вот тут будет самое интересное.

PS: все картинки подготовлены на офигенно удобном приложении для создания всевозможных схем на iPad/iPhone — Grafio. Использую постоянно уже на протяжении года. Ничего лучше в App Store gпок не встречал. Стоит $8.99, но оно того стоит. Пока нет версии под Mac, впрочем это не критично. Есть бесплатная версия для полноценного теста. Всем рекомендую!

Автор: Евгений Лисовский

Я - Homo Mobilus.

  • Георгий

    Мне интересно посмотреть как поисковая система будет «лезть из кожи вон».
    Яндексу нужна стратегия. А ее нет:) Зато Гугл очень креативно будет рулить в этом направлении 🙂

  • Стратегия у Яндекса есть, это точно. Просто гугл быстрее, маневреннее, даже несмотря на то, что в десятки раз больше Яндекса. Удивительно как такой гигант умудряется сохранять мобильность. Взять хотя-бы контекстную рекламу: в 2004-м я начал использовать Google AdWords (на US marker), в 2005 — Yandex Direct (на RU market) — платформа AdWords образца 2004 года до сих пор на порядок лучше Direct 2013 года. За 8 лет в Direct особенно ничего не изменилось, a AdWords кардинально поменялся. Это жесть. Таких примеров масса. В общем если Яндекс не возьмет себя в руки и не начнет впахивать по полной, то Google вытеснит их с рынка. Плюс у Google есть Android и огромнейшая мобильная рекламная сеть AdMob… Но все равно все решает команда, безбашенные вовлеченные люди, готовые ломать стереотипы и идти напролом.